Golden Pupil Опубликовано: 14 июля 2018 Поделиться Опубликовано: 14 июля 2018 (изменено) Дочитывал книгу Р. Страссмана "Внутренние пути во вселенную" и дочитал до главы, которая как мне кажется, должна пригодиться всем новичкам, бывалым в меньшей степени, но и им ознакомиться лишним не будет. Советы даны для психоделиков в общем, но отлично подойдут и для грибов в частности (книга в большей степени об аяхуаске). 11. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ. Рик Страссман, доктор медицины Важное заявление: отказ от ответственности. Никто из авторов данной книги не способствовал чьей-либо незаконной деятельности, даже в тех случаях, когда это могло бы привести к ценным эффектам, возникшим в измененном состоянии сознания под влиянием психоделического препарата. Во всем мире хранение таких психоделиков, как мескалин, ДМТ, ЛСД и псилоцибин, считается правонарушением. В некоторых случаях и растения, в состав которых входят данные химические вещества (такие как кактус пейот, содержащий мескалин, и магические грибы, содержащие псилоцибин), являются запрещенными. Несмотря на то что обсуждение современных законов, касающихся этих растений, выходит за рамки данной книги, мы придерживаемся принципа «закон есть закон». Поэтому авторы не берут на себя ответственности — юридической, медицинской, психологической, духовной или какой бы то ни было другой — за любые сложности, которые могут возникнуть у человека, если он производят, хранят, распространяют или используют какое-либо психоделическое вещество. Тем не менее, человеческое стремление к значительным изменениям состояния сознания, происходящим при приеме психоделиков, невозможно свести на нет. Поскольку совершенно ясно, что существует много других законных способов, благодаря которым можно изменить состояние сознания (медитация, молитва, пост, экстремальные виды спорта и прочее), многие люди могут достичь психоделических состояний без применения препаратов или растений. Поэтому риск, связанный с приемом психоделических веществ, возможно, более существенен, чем возможная польза. Всякий раз мы советуем использовать такие вещества только на законных основаниях. Существуют страны и обстоятельства, в которых применение определенных психоделических препаратов является легальным. Типичные примеры — церкви в западных штатах США, которые используют в своих ритуалах аяхуаску; культурно-религиозные центры в Южной Америке, где принято употреблять аяхуаску и другие психоактивные растения; церковные организации в Северной Америке, практикующие употребление кактуса пейот. Правоохранительные органы этих стран позволяют использовать данные вещества как местным членам этих организаций, так и не местным. * * * У тех, кто готовится к приему психоделического препарата, даже у самых опытных ветеранов, почти всегда бывает своеобразное предчувствие. Недавно умерший «тайный лидер» района залива в Сан-Франциско — психолог, который руководил тысячами, если не десятками тысяч психоделических сеансов, — так говорил об этом ощущении: «Путешествие уже началось». Этот человек умел выражаться удивительно точно и метко — и приведенная фраза может потребовать от нас глубоких размышлений, чтобы понять до конца, что он имел в виду. Очевидно, что решение принять участие в психоделическом сеансе — это еще не прием препарата. Тем не менее, приняв такое решение, человек инициирует каскад событий в рамках матрицы установки и обстановки. Данная матрица формирует континуум, не только ограниченный определенным временным периодом, в течение которого человек находится под воздействием психоделика, но и распространяющийся во всех направлениях, как круги по воде от брошенного в пруд камня. На первоначальной стадии такого путешествия человек задействует определенные чувства и мысли, которые приводят к событию, способному изменить весь жизненный уклад. Таким образом, жизнь этого человека уже находится под воздействием путешествия. Установка и обстановка — два основных фактора, влияющих на результат внутреннего путешествия во внешние пространства, — сами по себе могут быть изменены с помощью двух первоначальных задач этого путешествия: подготовки и расслабления. ПОДГОТОВКА Для того чтобы получить максимальную пользу от такого путешествия, внутреннего или внешнего, человек должен минимизировать риски отрицательного воздействия и увеличить шансы для получения положительных эффектов. Как только создана прочная основа, человек может быть уверен в полезном результате, если при этом во время сеанса он сможет достичь полного расслабления. Мы обладаем силой определять природу и направление нашего путешествия в той же степени, в какой в состоянии выстраивать собственную жизнь. С одной стороны, наша жизнь, несомненно, ограничена условиями рождения: наследственностью, родителями, а также химическим, социальным и психологическим окружением, в котором мы родились. К тому же мы являемся объектами всякого рода «случайностей», происходящих с нами, — такие «случайные» контакты играют важную роль в нашей жизни, влияя на то, что мы делаем и кем в итоге становимся. С другой стороны, мы обладаем правом выбора, когда решаем, как реагировать на те или иные обстоятельства. Вполне возможно, что это и означают слова: «Все в руках Бога, кроме страха Божия». В то же время нельзя забывать, что конечная цель и смысл нашей жизни непознаваемы. В данном случае мы можем только руководствоваться еще одним правилом: «Работе нет конца, но мы никогда не должны прекращать ее делать». Надо делать все от нас зависящее для подготовки к тому, что ожидает нас в психоделическом состоянии. Когда мы соприкоснемся с этим опытом, мы сможем позволить ему произойти: отправиться в места, подготовленные для нас, и увидеть все, что нам хотят показать. Существует несколько практических соображений, которые помогают подготовиться к сеансу. Мы можем проанализировать их в соответствии с общей временной схемой: долгосрочная работа, вспомогательная работа и краткосрочная работа. ДОЛГОСРОЧНАЯ РАБОТА Если мы хорошо знаем самих себя — свое состояние и свои характерные особенности, мы сможем преодолеть любое сопротивление и расслабиться, что необходимо для успешного путешествия. Такого самопознания невозможно достичь быстро, этот процесс занимает годы и десятилетия. Тем не менее, в определенный момент любой желающий совершить такое путешествие может вступить на путь, ведущий к внутреннему знанию. Двумя самыми распространенными способами самопознания и понимания того, как мы относимся к самим себе и другим, — стойкими и глубоко укорененными элементами установки — являются психотерапия и духовные практики. Несмотря на то что некоторые полагают, будто эти виды деятельности противоположны по своей сути, их сочетание может оказаться весьма полезным во многих отношениях, поскольку они обладают общими особенностями в теории, методах и целях. Обе используют сфокусированное самосознание для наблюдения, понимания, принятия и изменения наших чувств, мыслей и моделей поведения, для того чтобы мы могли наслаждаться более здоровой и насыщенной жизнью. Медитация придает особое значение осознанию психических, когнитивных и перцептивных процессов, в то время как западная психотерапия обычно имеет дело с эмоциональными проблемами. Духовную или религиозную практику можно отделить от ее теоретического содержания и ритуалов, акцентируя внимание главным образом на ее пользе для развития самосознания и желаемых психических состояний. Например, непрерывная концентрация на теле и разуме во время регулярных медитаций помогает ответить на несколько важных вопросов. Каким образом мы переживаем тревогу — телесно или ментально? Если мы воспринимаем тревогу и на телесном уровне, и на ментальном, то какое восприятие первично? Что мы можем сказать по поводу ранимости, страха и счастья? Каковы наши страхи? Можем ли мы поделиться ими с другими или предпочтем хранить все в себе? Молитва также может предоставить доступ к полезным открытиям, хотя обычно мы не рассматриваем эту ее составляющую. Обращаясь в молитве к внешнему источнику за помощью или мудростью, мы можем получить ответы на многие вопросы, касающиеся того, кем мы являемся и как функционируем в этом мире, — те же ответы, которые можно получить и во время медитации. Повышение уровня осознанности и эффективности гораздо важнее, чем то, что явилось источником полученной информации. Кроме того, регулярная медитативная и молитвенная практика развивает способность к концентрации внимания, которую можно применять для дальнейшего изучения самих себя. В этом процессе огромную помощь может оказать надежный, сопереживающий, вызывающий доверие и восхищение учитель. Он может обучать и вселять уверенность, поощрять нас быть настойчивее в нашей практике. Вдобавок к этим формальным функциям эффективный учитель, обучая медитации и молитве, способствует развитию более тесных взаимоотношений между ним и учениками. Внимательное изучение этих взаимоотношений — взлетов и падений, ошибочных интерпретаций и проекций — может оказать неоценимую помощь в самопознании. Эффективная психотерапия имеет много общего с эффективной медитативной или молитвенной практикой. Она обращает внимание на те сферы жизни, в которых мы испытываем трудности. Внимательно изучая ситуации, которые вызывают у нас специфические эмоции, мысли или поведенческие реакции, мы можем обнаружить ранее не замеченные эмоциональные и когнитивные привычки, помогавшие нам в прошлом, но являющиеся препятствием на пути развития в настоящем. В рамках традиционной психотерапевтической обстановки мы можем установить взаимоотношения между студентом и терапевтом, которые, как правило, являются предметом тщательного изучения. Этот анализ переноса (analysis of the transference) особенно значим в рамках психоаналитической парадигмы. Если медитативная или молитвенная практика фокусируется не только на самопознании и самосовершенствовании, но и на более глобальных вопросах, то с большой долей вероятности можно утверждать, что они возникнут и в процессе психоделической работы. Эти вопросы имеют отношение к нашему существованию, природе и Божественному Провидению, смыслу нашего рождения, природе данной реальности, просветлению и тому, как взаимодействовать с нефизическими сферами и вступать в контакт с инопланетными, духовными или бестелесными существами. Более глубокие мистические учения тех религий, в которых зародились данные медитативные и молитвенные практики, предоставляют ответы на все эти вопросы. Таким образом, мы можем прийти к глубокому постижению той или иной религии. В традиционной психотерапевтической работе духовным вопросам внимание не уделяется, хотя хороший психотерапевт осознает ограничения своей профессии и своевременно направит пациента к подходящему духовному учителю, когда это будет необходимо. Точно так же компетентный духовный учитель, при возникновении у человека проблем, связанных с мышлением, эмоциями или его личностью, может посоветовать провести определенную психотерапевтическую работу для достижения прогресса в медитативной и молитвенной практике. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Когда человек решает совершить психоделическое путешествие, он может начать готовиться к этому особым образом. В некотором смысле мы можем настроить самих себя на то, чего можно ожидать от такого путешествия. Для того чтобы получить какое-то представление о неизвестной области, полезно ознакомиться с описаниями опытов, пережитых другими. Таким образом, если другие предупредят нас о том, чего можно ожидать во время сеансов, мы будем подготовлены, когда столкнемся с явлениями, совершенно нам незнакомыми. Литература, описывающая предсмертные состояния и опыты выхода из тела, шаманизм, медитацию, похищения инопланетянами и опыты приема психоделических препаратов, содержит много информации о людях, которые уже прошли через подобное. Мы можем почерпнуть из нее полезные исходные данные, а также узнать о практических средствах, помогающих лучше понять эти состояния. Также рекомендуется беседовать с теми, кто пережил такого рода опыты, участвовать в специальных форумах и различных сообществах, обсуждающих ИСС, — и не только с теми, кто озабочен воздействием психоделических препаратов. Многие могут возражать против вышесказанного на том основании, что такого рода деятельность может склонить человека к определенным ожиданиям, которые, в свою очередь, приведут его к специфическим видам опыта. На наш взгляд, эти аргументы не особенно убедительны. Истинные психоделические опыты совершенно непредсказуемы. Тем не менее, понимание того, насколько неожиданным может быть данный опыт, поможет человеку сориентироваться в тот момент, когда он сам столкнется с подобным. Обсудите предстоящий сеанс с вашим психотерапевтом или духовным учителем, если он у вас есть. Однако не стоит удивляться, если духовный учитель, негативно относясь к приему таких препаратов, будет отговаривать вас от их использования. Это может произойти даже в том случае, если он сам пережил психоделические опыты. Столкнувшись с осуждением со стороны того, кому мы доверяли и кто ранее помогал нам, мы можем отложить вопрос об использовании психоделиков и беспрепятственно продолжить общение с духовным наставником, не затрагивая больше эту тему. Или же мы решимся искать совета в другом месте, где сможем обсуждать психоделические опыты в рамках психотерапии, медитации или молитвы. Те, кто принимает какие-либо лекарственные средства, должны помнить, что при взаимодействии медикаментов с психоделическим препаратами велика вероятность вредного воздействия. Тем, кто принимает лекарства при таком состоянии здоровья, которое может быть улучшено с помощью оздоравливающих мероприятий (физических упражнений, избавления от лишнего веса, диеты, отказа от алкоголя, табака, кофеина и подобных веществ), стоит попробовать сначала последовать этим предписаниям и посмотреть, приведут ли они к тому, что медикаменты больше не потребуются. Секрет заключается в том, чтобы упростить химический состав тела, насколько это возможно. Хотя причины отказа от лекарств могут быть личным делом каждого, прекращение приема медикаментов надо обсудить с лечащим врачом. НАМЕРЕНИЕ Когда человек решает принять участие в сеансе приема психоделического препарата, ему стоит сосредоточиться на своем намерении. «Тайный лидер» обычно интересовался: «Для чего?» Почему мы собираемся сделать это и чего мы надеемся достичь с помощью этого опыта? Движет ли нами только любопытство? Испытываем ли мы интеллектуальный и эмоциональный интерес ко всему новому, экзотическому и волнующему? Хотим ли мы испытать необычное наслаждение? Есть ли у нас эмоциональная, художественная, творческая, профессиональная, духовная или межличностная проблема, которую мы хотим решить? Хотим ли мы получить духовный опыт или ответы на глубоко волнующие нас вопросы? Хотим ли мы познать Бога — встретиться с ним лицом к лицу? Надеемся ли мы встретиться с ангелами или с теми силами, через которых действует Бог? Интересны ли нам путешествия в открытом космосе, научно-фантастические откровения, путешествия во времени, контакты с внеземными цивилизациями и их обитателями? Хотим мы получить информацию и силу для добра или зла? Хотим ли мы сделать этот мир лучше? Или мы намерены причинить вред тому, кто обидел нас? Хотим ли мы страдать? Хотим ли мы создать ситуацию, в которой сможем проиграть снова прошлые или настоящие взаимоотношения? Мотивов для принятия участия в таком сеансе может быть великое множество — и любой из них будет конкурировать или сочетаться с другими. Мы должны быть честны сами с собой, насколько это возможно, когда рассматриваем свое намерение, а также отдавать себе отчет в том, что определенное намерение необязательно гарантирует то или иное содержание сеанса. Мы не всегда получаем такое путешествие, какое хотим. Скорее всего, мы получим то путешествие, в котором нуждаемся. Если мы скажем себе, например, что нами движет желание узнать больше о наших личных взаимоотношениях с людьми, хотя на самом деле просто хотим повеселиться, мы можем быть неприятно удивлены, когда столкнемся с глубокими и болезненными психологическими вопросами. И наоборот, мы можем подойти со всей серьезностью к подготовке и ожидать божественного контакта, а в итоге оказаться совершенно неподготовленными к веселой, беспечной атмосфере сеанса. Таким образом, важно осознавать весь спектр и комплементарную природу наших мотивов. Теоретически этого можно достичь благодаря самоанализу, которому мы обучаемся в процессе внутренней работы, духовной и психотерапевтической. Если человек обнаруживает у себя намерение пережить духовный, сверхъестественный, предсмертный или трансцендентный опыт, это, в некотором смысле, равносильно принятию решения ниспровергнуть господствующее западное постиндустриальное мировоззрение. То есть полная потеря самоконтроля и нашей обычной самоидентичности, а также желание взаимодействовать с духовными существами и получать руководство от них, на чье милосердие мы тайно рассчитываем, сталкивают материалистические, индивидуалистические и основанные на страхе воззрения с самим бытием. Также происходит столкновение воззрений, транслятором которых выступает традиционное духовенство, с новым пониманием Божественного. Если мы на самом деле переживем такой опыт, мы должны осознать, что господствующее большинство будет противостоять нашим попыткам обсудить и оценить его, при этом оно прибегнет к любым методам, включая осмеяние и обвинение в психопатологии. КРАТКОСРОЧНАЯ РАБОТА Как нужно готовиться за день или два до психоделического путешествия? Во-первых, важно осознать намерение. Затем, уделив внимание конкретным вопросам, создать установку и осознать, что этот опыт будет уникальным. Необходимо мысленно отделить священное от профанного. Несмотря на то что на абсолютном уровне реальности не существует различий между священным и профанным, на относительном уровне, в котором большинство из нас существует большую часть времени, эти две области различаются. Таким образом, наше внутреннее намерение должно быть проявлено в физической реальности. Нужно сказать себе, что хотим воспринимать наш психоделический опыт как можно более ясно, без омрачающего воздействия усталости или опасного окружения. Для участия в путешествии важно находиться в хорошей физической форме и в позитивном настроении, отдохнуть, вымыться и надеть чистую одежду. Участникам следует быть внимательнее к пище, питью и курению в течение нескольких предшествующих путешествию дней. Задайте себе несколько вопросов. Есть ли еще какие-то детали, которые требуют нашего внимания? Остались ли второстепенные задачи, такие как необходимость вынести мусор, сделать нужный звонок по телефону, оплатить просроченный счет? Нужно ли решить еще какие-то важные вопросы, например обновить завещание? Хотя изменение завещания может вызывать болезненные чувства, но представьте ситуацию, что, переживая предсмертный опыт, вы вспоминаете, что вообще не составили завещания! Какими окажутся эмоциональные реакции в процессе умирания, если вы будете знать, что не позаботились о тех, кого оставляете в этом мире? Перед тем как принимать участие в психоделическом сеансе, рекомендуется поговорить о предстоящем событии с самыми важными для вас людьми. Хорошие ли у нас отношения с партнером, супругом (супругой), семьей, друзьями и коллегами? Дополнительная молитвенная и медитативная практика или психотерапевтические сеансы накануне путешествия могут прояснить некоторые внутренние или внешние вопросы, требующие особого внимания. ОБСТАНОВКА Ясное осознание намерения естественным образом приведет к принятию решения по поводу окружающей обстановки и обстоятельств, в которых мы собираемся совершить путешествие. Ранее мы рассматривали различные категории опытов, которые могут быть пережиты в результате приема психоделических препаратов. Мы можем использовать эти категории в качестве модели для осмысления видов путешествия, доступных нам:• приятное путешествие, удовлетворяющее любопытство;• психотерапевтический сеанс решения проблем, связанных с творческими, профессиональными или другими личными вопросами;• духовный, предсмертный опыт или мистическое путешествие. Также следует рассмотреть особенности самого путешествия, включая следующие: • окружение — на свежем воздухе или в помещении;• доза препарата;• путешествие в группе или в одиночестве;• будет ли присутствовать наблюдатель на сеансе;• дополнительные атрибуты путешествия, такие как музыка или произведения искусства;• вспомогательные техники для достижения ИСС. В конечном итоге мы должны рассмотреть возможность проведения сеанса в обстановке исследования. В таком окружении могут быть пережиты путешествия всех видов, однако важно помнить об уникальных возможностях и ограничениях обстановки данного типа. В этом случае возникает альтруистический вопрос: можем ли мы поделиться результатами личного путешествия для пользы других? НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ ИЛИ В ПОМЕЩЕНИИ? Окружающая нас естественная красота может способствовать достижению глубоких уровней отождествления и слияния с миром природы. Однако природное окружение менее предсказуемо. Непредвиденные факторы — насекомые, животные, неблагоприятные погодные условия, нежеланное вмешательство со стороны других людей, грязь разного рода, а также недостаток удобств, сопряженных с теми случаями, когда участники могут почувствовать недомогание или беспомощность. Городское или пригородное окружение может дать уникальный взгляд на человеческую природу, но оно больше подходит для ориентированного на внешние атрибуты и иногда потенциально хаотического опыта. Такая обстановка требует подготовки к широкому диапазону межличностных и технических проблем. Идеальной обстановкой является помещение, где можно создать пространство, в котором будут сочетаться компоненты двух миров: безопасность и предсказуемость закрытого помещения и естественная красота, дающая возможность соединения с природой. ДОЗИРОВКА, СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ И СОЧЕТАНИЕ ПРЕПАРАТОВ Мы можем разделить дозы на низкие, средние и высокие. Обычно более высокие дозы препаратов вызывают более интенсивные и долговременные эффекты. Кроме того, мы наблюдали много случаев, когда на одного и того же человека маленькая доза оказывала сильное воздействие, а большая доза на другом сеансе — значительно меньшее. Известны примеры привыкания к препарату, когда повторные дозы уменьшают последующие эффекты, или случаи сенсибилизации, когда низкие первоначальные дозы усиливают воздействие последующих низких доз. Поэтому важно понимать, каким образом взаимодействуют доза, установка и окружающая обстановка. Кроме того, следует осознавать, что доза может не быть неизменно связана с интенсивностью и длительностью эффектов. Обычно рекомендуется начинать знакомство с «низкой дозы», независимо от того, имеем ли мы дело с взаимоотношениями, повседневными упражнениями или психоделическим препаратом. Хотя чаще всего любые специфические отношения редко развиваются без получения «полной дозы». Поэтому для смелого исследователя подобных опытов рано или поздно наступает момент, когда высокая доза играет важную роль в работе с препаратом и сферами реальности, в которые она приводит. Еще одним важным фактором является способ введения препарата. Существует довольно много различных методов. Внутривенное введение, курение и вдыхание являются самыми быстрыми способами воздействия. При внутримышечном и подкожном введении эффекты начинают проявляться медленнее. Еще более медленными считаются методы введения через желудочно-кишечный тракт, такие как проглатывание или ректальное введение. Местное наложение на кожу или слизистые оболочки различается по скорости воздействия и зависит от целостности ткани, то есть эффекты проявляются гораздо быстрее, если препарат наносится на рану или открытую язву, чем если он наносится на неповрежденную или огрубелую кожу. Кроме того, химическое вещество, в котором растворяется препарат для местного наложения, также сильно влияет на скорость всасывания. Например, диметилсульфоксид (ДМСО) является широко применяемым растворителем, который позволяет препарату очень быстро проникать через кожные покровы, а масло какао всасывается гораздо медленнее. Правильнее всего выбрать одну дозу одного препарата для определенного сеанса и в дальнейшем придерживаться этого решения. Участники часто склонны принимать дополнительные количества вещества, если эффекты отличаются от тех, какие они надеялись получить. В таких случаях принимают бустер, или усилитель. Хотя иногда бустер является неотъемлемой частью опыта (например, на сеансах приема аяхуаски, проводимых местным населением Южной Америки), мы рекомендуем соблюдать осторожность в этих вопросах. Одиночное неправильное суждение может привести к принятию опрометчивых решений и приему слишком высокой дозы. Поэтому следует помнить, что всегда есть возможность принять большее количество в следующий раз. Также не рекомендуется смешивать препараты. В этом случае есть опасность, что эффекты окажутся неясными, а сочетания препаратов — ядовитыми. В ОДИНОЧКУ ИЛИ В ГРУППЕ: РОЛЬ СТРУКТУРЫ В данном случае термин структура имеет отношение к поведенческим параметрам, которые мы устанавливаем для самих себя в продолжение сеанса. Такими параметрами являются безопасность, удобство и оптимизация путешествия. Кроме того, когда мы находимся в группе, структура требует проявления уважения к чувствам и потребностям других людей. Что касается количества участников сеанса, то здесь существует несколько вариантов. Мы можем путешествовать в одиночку, в маленькой группе друзей или незнакомых людей и в довольно большой группе. В ОДИНОЧКУ Соображения безопасности требуют, чтобы рядом с нами во время приема психоделиков присутствовал один или несколько человек, которым мы доверяем, но иногда такой возможности нет. Впрочем, мы можем захотеть путешествовать свободно, без каких-либо межличностных взаимодействий, и в таком случае не нуждаемся в компании. Тем не менее, крайне безрассудно совершать первое путешествие в одиночку. Даже после того как мы познакомились с препаратом, благоразумнее позволить доверенному лицу знать о наших планах и местонахождении, когда мы собираемся принимать препарат. Если все-таки человек решает совершить путешествие в одиночку, ему важно заранее подумать об определенных вопросах и принять решение об определенных действиях; и этого решения надо твердо придерживаться в дальнейшем. Думать над таким решением рекомендуется под руководством тех, кто уже принимал данный препарат. Затратив некоторое время, мы сможем установить необходимые правила проведения сеансов. Хотя обычно люди склонны полагаться на свою память, все же полезно иметь эти правила перед собой в напечатанном виде на тот случай, если трудно будет их вспомнить. Обычно под влиянием препарата не рекомендуется изменять структуру, которой вы решили придерживаться. Важно помнить, что всегда можно изменить основные правила и принципы — но на следующем сеансе, когда будет время на обдумывание всех этих вопросов после завершения путешествия. Если вы решились принимать препарат в одиночку, следует рассмотреть целый ряд вопросов. Будете ли вы слушать музыку? Если да, то подготовите список произведений для проигрывания заранее или будете решать, что хотите услышать, находясь в ИСС? Собираетесь ли вы провести сеанс с закрытыми или открытыми глазами? Хотите ли надеть повязку на глаза? Как будете одеты? Как собираетесь провести сеанс: лежа, сидя или прогуливаясь? Когда и что будете есть? Как узнаете, что выпили достаточно жидкости? В каком случае можно принять большее количество препарата, выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток или кофе? Через какой промежуток времени после сеанса вы покинете здание или сядете за руль? Кто будет отвечать на телефонные звонки? Кто окажет помощь, если вы в ней будете нуждаться? Что вы будете делать, если опыт окажется невыносимым? Захотим ли вы принять успокаивающее средство, чтобы химическим способом прекратить путешествие? ГРУППА Если в помещении под воздействием препарата находится не один человек, а более, надо принять во внимание, что все присутствующие влияют на установки друг друга и на общую обстановку. Этот процесс брожения может создать пенистый напиток личных взаимодействий. Поэтому перед групповым сеансом — особенно в новой группе — важно заранее принять решение о дополнительных структурных элементах, с которыми согласятся все члены группы. Одним из способов минимизации стресса, связанного с групповым сеансом, является сольное путешествие. Использование глазных повязок и далеко расположенных друг от друга матрасов или ковриков поможет разграничить индивидуальные опыты в групповой обстановке. Когда воздействие препарата прекратится, обсуждение лучше проводить за пределами данного помещения, чтобы не смущать тех, кто хочет продолжить независимый внутренний опыт. Кроме того, целью групповой работы, в частности с низкими и средними дозами, может быть участие в определенной групповой деятельности, например исполнении или прослушивании музыки, совместном участии в эстетическом опыте или решении проблем. В этих случаях большая часть времени посвящается исследованию воздействия психоделика на групповые процессы. Важно обсудить основные правила проведения сеанса и ожидания участников до его начала. При работе в группе существуют и другие заслуживающие внимания вопросы. Как мы будем подавать сигнал о том, что нуждаемся в помощи (поднимем руку или просто скажем об этом)? Захотим ли мы, чтобы нам кто-то помогал? И какова будет помощь — физическая или словесная? Каким образом будут приниматься решения относительно нашего состояния или поведения? Если кто-то почувствует, что музыка звучит слишком громко или температура (освещение) в комнате вызывает неприятные ощущения, как будут решаться такие вопросы? В каком состоянии будут находиться другие члены группы — под воздействием препарата или они не будут его принимать? Если под воздействием, то каждый участник получит одну и ту же дозу? И как мы об этом узнаем? Хотя определенные изменения допустимы в более или менее изменяемой обстановке, некоторых структурных принципов следует придерживаться строго. Например, сексуальные контакты любого рода между участниками сеанса должны быть запрещены, так же как физические, словесные или эмоциональные проявления агрессии. Столь же неразумно в течение сеанса просить об одолжении денег или собственности. Конечно, мы можем попросить о каком-то одолжении или принять его в том случае, если последствия не распространяются за пределы сеанса; например, можно получить одеяло, если нам холодно, или книгу для просмотра и т. д. Просьбы об одолжении, которые требуют своего завершения после сеанса, должны быть отложены до того момента, когда все участники вернутся в нормальное состояние сознания. Более того, каждый должен оставаться в группе до тех пор, пока не будут выполнены все условия, оговоренные заранее. Например, всем следует оставаться на местах, если руководитель группы посчитал, что воздействие препарата еще не окончено или, при отсутствии в группе лидера, все участники заранее решили, что каждый покинет место проведения сеанса только после того, как хорошо выспится. Вопросы, связанные с частной жизнью и сохранением конфиденциальности, очень важны для успешного функционирования такой группы. Поэтому каждый должен принять на себя обязательство не упоминать имен людей, с которыми он участвовал в сеансе, без их на это согласия. Одним из преимуществ групповой обстановки является возможность поделиться своими впечатлениями после сеанса. Обычно это происходит на следующий день и может оказаться весьма полезным для восстановления целостности личности, что необходимо для оптимального использования такого рода сеансов. НАБЛЮДАТЕЛЬ Наряду с вопросом, касающимся того, кто еще совершает путешествие в одном помещении с нами, важным вопросом является наличие наблюдателя — чедовека, следящего за теми, кто находится под воздействием препарата. Функции наблюдателей на психоделических сеансах во многом похожи на обязанности тех, кто ухаживает за детьми (бебиситтеров), поскольку после приема психоделиков участники могут испытывать потребность в своеобразном внешнем руководстве, сдерживании или обучении. Кроме того, наблюдение за психоделическими сеансами имеет много общего с медитацией. Наблюдатель должен обладать различными навыками, сочетая их во время сеанса. Так, он должен позволить участникам, находящимся под его наблюдением, пройти все этапы их психоделического путешествия, при этом оставаясь бдительным и сфокусированным на потребностях каждого своего подопечного. Это сочетание бдительного недеяния и пассивной деятельности является отличительным признаком многих медитативных практик. Принимаем ли мы участие в групповом сеансе или путешествуем в одиночку — особенно это касается сеансов с высокими дозами, — нам будет легче расслабиться, испытать большую свободу и пережить тот вид опыта, который мы хотим, если мы будем знать, что в любом случае кто-то о нас позаботится. Кроме того, относительная анархия, которая может возникнуть в групповой обстановке, особенно если люди находятся под воздействием высоких доз, может с трудом поддаваться управлению. Один или несколько наблюдателей могут успешно справиться с такой задачей. Некоторые наблюдатели руководят сеансами более активно, а не только отвечают на потребности участников. Те, кто обучен шаманским моделям проведения сеансов, могут играть на музыкальных инструментах, петь, свистеть, танцевать, кричать, манипулировать телами на физическом и энергетическом уровнях, а также лить или разбрызгивать на участников различные жидкости или порошки. УСТАНОВКА НАБЛЮДАТЕЛЯ Хотя существует много причин для проведения сеанса с наблюдателем, важно быть особенно внимательным в выборе наблюдателя, под чьим руководством мы собираемся принимать психоделики. Это позволит избежать многих проблем во время сеансов. Стоит отметить, что участники будут глубоко связаны с этой личностью на всех стадиях путешествия — до, в продолжение и после сеанса. Наблюдатель находится в более высоком положении, он является лидером и оказывает поддержку, поэтому участникам следует получить как можно больше информации об этом человеке. Например, полезно получить ответы на следующие вопросы. Является ли наблюдатель религиозным или духовным человеком? Является ли он членом определенной религиозной или профессиональной организации? Какое он получил образование? Какова его сексуальная ориентация? Имеет ли наблюдатель семью и детей? Употребляет ли он алкоголь или какие-либо препараты, и если да, то в каких количествах? Является ли он вегетарианцем? Какие мотивы склонили его к участию в сеансах — деньги, желание исцелиться, садизм, любопытство, альтруизм, вуайеризм, вопросы карьеры? Как он относится к власти или репутации, которые наблюдатель может приобрести? Имеет ли он опыт введения таких препаратов другим? Принимал ли он такие препараты сам? Является ли этот человек тем, кому мы можем задать вопросы, с кем можем разрабатывать наши планы для различных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе сеанса? Чувствуем ли мы, что можем доверять этому человеку? Согласны ли мы получать от него руководство и поддержку, когда будем не в состоянии позаботиться о себе? Мы рекомендуем задать вероятному наблюдателю любые или все эти вопросы, поскольку полученные ответы будут влиять на чувство безопасности и воодушевления участников в продолжение сеанса. В обсуждение стоит также включить вопросы, связанные со структурой групповой работы. Кроме того, поскольку психоделические препараты довольно трудно достать, наблюдатель может быть именно тем человеком, который снабжает участников данным веществом. Это обычно происходит в небольших группах и на сеансах шаманов, и всегда — в обстановке научного исследования. ОПЫТЕН ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ? В рамках шаманской традиции совершенно очевидно, что руководитель хорошо знаком со всеми видами препаратов и растений, который он будет давать другим. Это обычно справедливо и для западных людей, которые руководят нелегальными сеансами приема психоделиков. Эмпатия — сопереживание чувствам других — крайне важна в любой целительской или духовной работе. Чаще всего сопереживание возникает, если целитель сам пережил подобные опыты. Даже если целью сеанса не являются целительские или духовные вопросы, тем не менее, они могут возникнуть в любой момент, и наблюдатель должен быть в состоянии отреагировать соответствующим образом. В обстановке научного окружения в США использование психоделика наблюдателем не одобряется. Это одно из прискорбных последствий личного использования психоделиков исследовательской группой Гарвардского университета в 1960-х годах, которое широко освещалось в СМИ. От европейских же исследователей ожидают, что они будут «первопроходцами» в изучении любых психоделических препаратов. Это обусловлено несколькими причинами: чтобы быть уверенным, что препарат и доза безопасны, для ученого более этично сначала ввести себе экспериментальный препарат, особенно если от этого не ожидается особой терапевтической пользы. Таким образом, ученые берут на себя основное бремя любого отрицательного воздействия. Более того, европейские разрешительные органы считают, согласие, основанное на документально подтвержденной информации, вызывает большее доверие, если исследователи лично знакомы с эффектами воздействия данного препарата. На основе собственного опыта они могут более подробно рассказать потенциальному добровольцу о том, чего можно ожидать во время экспериментов, а также проявят больше сочувствия во время сеансов. СОВЕРШАЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ ПУТЕШЕСТВИЕ ОДНОВРЕМЕННО С УЧАСТНИКАМИ СЕАНСА? Важно знать, будет ли наблюдатель принимать психоделик во время сеанса. Как участники узнают, принимает ли наблюдатель препарат? Часто в обстановке шаманских или проводимых коренным населением Америки сеансов руководитель принимает вещество (иногда в меньшей, чем участники, дозе), для того чтобы свободно перемещаться и взаимодействовать с другими. Это состояние эмпатического резонанса с теми, кто находится под воздействием препарата, помогает наблюдателю перейти на более глубокий уровень помощи и руководства. В западных моделях, однако, этот аспект еще развивается, поэтому некоторые наблюдатели принимают препараты, а некоторые нет. В научной обстановке маловероятно, что исследователь будет принимать тот же самый психоделик в процессе исследования. Чрезвычайно мала вероятность того, что наблюдатель, испытывающий влияние того же самого препарата, что и участник, станет объектом изучения. Например, исследовательский проект может заключаться в определении того, насколько полезен на сеансах терапевт, который находится под воздействием того же самого психоделика, что и участники группы. Принять решение о том, будет ли руководитель принимать препарат, нужно заранее. Известны случаи, когда ведущие групп действовали неподобающим образом, находясь под воздействием препарата, переходя за рамки дозволенного, так что впоследствии им приходилось приносить извинения участникам сеанса. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ Музыка может оказывать глубокое воздействие на людей, находящихся в психоделическом состоянии сознания. Музыку для проигрывания во время сольного или группового сеанса лучше подготовить заранее. Если на сеансе будет присутствовать наблюдатель, стоит посоветоваться и с ним. В групповой обстановке имеет смысл обсудить возможность наложения вето на музыку: если кто-либо считает музыку невыносимой, ее следует выключить. Музыкальные произведения с понятными текстами могут иногда отвлекать участников или значительно ограничивать переживаемый опыт. Инструментальная или этническая музыка с неразборчивыми словами, как правило, оказывает более мягкое влияние на опыт. Игра на музыкальных инструментах в обстановке сольного сеанса может помочь участнику выразить невербальные и невизуальные элементы путешествия. В групповой обстановке, однако, участники должны принимать во внимание реакции остальных членов группы. Предметы изобразительного искусства, особенно на заключительной стадии путешествия — «возвращения» в нормальное состояние, могут помочь придать форму и цвет невербальным аспектам опыта. Печатные материалы также могут оказать помощь. На одиночных сеансах нередко весьма полезным оказывается диктофон — для записи приходящих на ум идей. Некоторые люди смотрят во время сеанса в зеркало, чтобы оставаться в осознанном состоянии, особенно если целью путешествия являются духовные или психотерапевтические вопросы. Кроме того, стимулировать освобождение от многих эмоций и получение важных прозрений может просматривание семейных фотографий, касающихся прошлого и настоящего. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ Существует большое количество методов изменения состояния сознания, которые не требуют приема препаратов. Такие методики могут помочь сконцентрировать внимание тем людям, которым сложно ориентироваться в психоделическом пространстве или которые чувствуют физическое недомогание. К этим техникам относятся йога, массаж и спокойная форма медитации. Другие техники могут помочь участникам выйти из определенного психического тупика во время путешествия. Такими методами являются гипервентиляция, пение, танец и физические упражнения. Лучше всего поупражняться в этих вспомогательных техниках до того, как применять их в психоделическом состоянии сознания. Также важно, чтобы участники не подвергали себя опасности стрессовых или травматических взаимодействий, если только это не является одной из целей путешествия. Например, они могут захотеть поработать со своим сопротивлением в определенной позе йоги, которую они обычно с трудом могут выполнить. ТИПЫ ПУТЕШЕСТВИЙ Стоит иметь в виду, что вне зависимости от того, какой тип путешествия мы хотим пережить, какую дозу мы решили принять, насколько хорошо мы знаем себя и тех, с кем участвуем в сеансе, мы можем пережить совершенно другой вид опыта — не тот, на который рассчитывали. Например, ожидая относительно спокойных и приятных переживаний, мы вместо них сталкиваемся с предсмертным состоянием. Мы должны быть готовы ко всему, что может произойти во время путешествия, независимо от того, сколько усилий мы вкладываем в подготовку. К тому же путешествие, состоящее только из одного вида опыта, случается довольно редко. Психоделические состояния могут сильно различаться. В продолжение одного сеанса мы попадаем на различные уровни. Тем не менее, можно выделить типы сеансов и рекомендуемые соответствующие параметры. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА УДОВОЛЬСТВИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ Такие путешествия можно пережить на свежем воздухе, в окружении природы, или они могут быть вызваны прекрасной обстановкой, созданной руками человека, в особенности если к ней подобрана соответствующая музыка, предметы изобразительного искусства или археологические реликвии. Лучше, если участники имеют доступ к обоим видам окружения. Если мы решили путешествовать в одиночку, то можно совершить лесную прогулку, посетить музей, послушать или исполнить музыкальное произведение, посетить массажиста. При одиночном сеансе в обстановке большого города лучше принять низкую дозу психоделика. Эти виды путешествий подходят и для групповых опытов. Примерами таких больших групп могут служить современные дискотеки, например «Горящий человек» в пустыне штата Невада, куда съезжаются десятки тысяч людей. Также этот вид подходит и для маленьких групп, когда собираются несколько друзей, чтобы получить удовольствие от психоделического состояния в компании. Обычно эти сеансы проходят без наблюдателя или руководителя. Спонтанность и свобода, к которым мы стремимся в подобной обстановке, не требует постороннего участия. Однако лучше все-таки сообщить о вашем местопребывании и виде сеанса, в котором вы участвуете, тем людям, к кому вы испытываете доверие и кто не принимает препарат. СЕАНСЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Мы можем решить использовать психоделический препарат, чтобы разобраться в личных, профессиональных или творческих проблемах. Низкие и средние дозы в таком случае оптимальны и позволяют сфокусироваться на этих вопросах, активизируя в памяти наши решения, когда мы возвращаемся в нормальное состояние. Сеанс, связанный с развитием творческих способностей с помощью психоделиков, можно проводить в помещении или на свежем воздухе. Часто это зависит от конкретной задачи. Ненавязчивый наблюдатель может помочь сфокусировать внимание и записать найденные новые подходы к проблеме, а также оказать необходимую поддержку. Нам может понадобиться помощь и в контексте психотерапевтического сеанса с использованием психоделиков для видоизменения процессов, благодаря которым происходит психологическое исцеление, например проекция, перенос, отреагирование [355] и катарсис. На психотерапевтических сеансах присутствие наблюдателя бывает весьма полезным. Его роль может выполнять психотерапевт или кто-то еще, с кем мы обычно работаем на психоделических сеансах. В обстановке психотерапевтических групп некоторые могут проходить курс психотерапии с наблюдателем, в то время как другие могут и не иметь наблюдателя. Более низкие дозы позволяют легче, чем высокие, сконцентрировать внимание и предоставить основу для психолитической [356] психотерапии. Сеансы с высокими дозами, которые называют психоделической психотерапией, к количественному нарастанию психотерапевтических процессов добавляют качественно уникальные состояния, такие как духовные, мистические или предсмертные. Религиозные и духовные вопросы часто приобретают большую значимость в процессе психоделической психотерапии. Если мы работаем над межличностными вопросами, то можем захотеть участвовать в совместных сеансах для решения этих проблем совместно с другими людьми. Мы можем начать сеанс в одиночку, а позже присоединиться к другим членам группы. Поскольку иногда интенсивная групповая динамика наблюдается даже при приеме низких и средних доз, на таких видах сеансов полезно иметь наблюдателя. Одна из моделей психоделической терапии совмещает высокие дозы препарата с интенсивной комплексной сенсорной стимуляцией в групповой обстановке. Эта специфическая техника нацелена на разрушение системы психологической защиты и не может применяться для какой-либо одной модальности. Такими опытами довольно трудно управлять, а позже — их интегрировать. Обычно проще работать над решением психологических вопросов в обстановке помещения, несмотря на то что доступ к миру природы может нарушить равновесие, необходимое для интенсивной внутренней работы, в которой принимают участие все члены группы. ДУХОВНЫЕ, ПРЕДСМЕРТНЫЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ Эти виды опытов, результатом которых часто являются разного рода озарения, подходят для интроспективной работы в одиночестве при приеме больших доз. Эти сеансы требуют совершенного расслабления и открытости по отношению к чрезвычайно необычным эффектам. Если мы выбираем работу в группе, то особое внимание, тем не менее, уделяется индивидуальному опыту, по крайней мере, на первоначальном и среднем этапе путешествия. Внутренний фокус легче удерживать при проведении сеанса внутри помещения. Однако и здесь природная обстановка может стать действенным катализатором опытов. Если мы решаем провести подобное путешествие в природной обстановке, нужно удостовериться, что участники находятся в безопасности и ограждены от непредвиденных помех. Если на таком сеансе присутствует наблюдатель, маловероятно, что он окажется священником какой-либо конфессии. Обычно такого рода сеансами руководят те, кто обучался шаманской традиции. В традиции постиндустриального Запада роль наблюдателя часто выполняют люди, имеющие психологическое или духовное образование и собственный психоделический опыт. Вспомогательные техники, такие как контролируемая гипервентиляция, могут дать финальный импульс для достижения желаемого озарения. Как уже упоминалось, опытов этих видов требуют присутствия в некомфортных внутренних пространствах. Необходимость отказа от давно лелеемых представлений о самих себе почти всегда воспринимается болезненно. Когда мы переживем такой вид опыта, общество вряд ли поддержит стремление к обсуждению таких состояний и их характерных свойств в рамках господствующего мировоззрения. Между тем для успешной интеграции столь глубоких опытов необходима социальная и духовная поддержка. Более того, она должна стать неотъемлемой частью подготовки к любому планируемому сеансу такого вида. УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ В КАЧЕСТВЕ ДОБРОВОЛЬЦА В обстановке научного исследования можно пережить любой из этих видов опыта, поэтому некоторым будет полезно добровольное участие в проекте в качестве субъекта исследования. Например, психотерапевтическое исследование мистических и творческих опытов предполагает некоторую степень альтруизма: придется поделиться личным опытом ради блага других. Это чувство альтруизма порождает уникальные отношения между добровольцем и его окружением, в частности теми, кто находится с ним в одной комнате. Когда мы участвуем в исследовании в качестве добровольца, путешествие принадлежит не только нам. Нас просят — и от нас ожидают — что мы предоставим информацию о путешествии, а не только переживем данный опыт ради самих себя. Хотя, по существу, это не плохо и не хорошо, процесс подписания согласия, основанного на документально подтвержденной информации, должен быть открытым и честным, а наш альтруизм должен получить признание в самом начале. Уже на самых первых стадиях возникает столкновение интересов: нас обязуют делиться самым сокровенным. Важно, чтобы субъекты исследования не удивлялись, не оказывали сопротивления при предоставлении необходимой информации. Например, когда мы достигаем глубочайших уровней внутреннего пространства, может произойти закупорка вены, и медсестра будет вынуждена промыть трубку для ВВ-вливаний неприятно холодной водой, или может понадобиться заменить трубку. Неофитам, незнакомым с психоделическими состояниями, необходимо внимательно отнестись к подобным вопросам. Вся информация, полученная во время путешествия, должна быть тщательно зафиксирована и исследована. После того как мы познакомимся с этими новыми и интенсивными опытами, мы сможем более щедро делиться нашим временем, телом, разумом и душой. Более того, вполне возможно пережить первый психоделический опыт, участвуя в исследовании, и не исключено, что он окажется лучше, чем те, что вы пережили в одиночку или с друзьями. В обстановке исследования учитывается наш опыт и определяются те факторы, которые способствуют достижению лучшего результата. Такие исследовательские проекты редки, но, вне зависимости от их целей, в ходе их проведения собирается подробная информация. Обстановка исследования характеризуется относительно ограниченным физическим окружением. Сеансы почти всегда проходят в помещении, диапазон движений субъектов исследования также весьма ограничен, и неожиданные сюрпризы маловероятны. Дополнительные атрибуты или вспомогательные методы изменения состояния сознания используются очень редко. Целью этих ограничений является стремление к сохранению в неизменном виде как можно большего количества переменных, чтобы можно было модифицировать те, которые представляют интерес для конкретного исследования. Например, исследователь может изменять дозу препарата в одной и той же обстановке для определения эффектов воздействия дозы на измеряемые переменные, такие как частота сердечных сокращений и кровяное давление. Интересно отметить: несмотря на то что атмосфера обычного исследовательского отделения клиники действует не слишком успокоительно, она все же способствует возникновению чувства безопасности, например благодаря присутствию поблизости команды кардиологической реанимации. Если мы решаем принять участие в исследовании, у нас есть выбор: биологическое оно будет или психологическое. В первом виде исследований преимущественно собираются данные, имеющие отношение к телу, а во втором внимание акцентируется на информации о разуме. Биологические исследования могут включать в себя субъективные эффекты воздействия. Они называются психофармакологическими, то есть направлены на изучение фармакологических основ субъективных опытов. В ходе психологических или психофизиологических исследований предпринимаются попытки объяснить физиологию мозга. Например, оценивается воздействие психоделиков на непроизвольные аспекты восприятия: то, как мы реагируем на образы, размещаемые перед одним или двумя глазами в различной последовательности и с различными временными промежутками. Инструментарий биологического исследования может включать в себя оборудование, позволяющее получить изображения мозга. Такая аппаратура зачастую достаточно шумная и громоздкая, она должна находиться в специальном помещении. Более того, исследования с использованием подобного оборудования могут потребовать инъекций радиоактивных препаратов. У участников берут кровь для определения количественных уровней различных факторов: гормонов, иммунных функций и метаболизма исследуемого препарата, а также других препаратов. В таких исследованиях могут измерять температуру тела и реакции сердечно-сосудистой системы, такие как кровяное давление и частота сердечных сокращений, используя приборы автоматического измерения давления крови. Психологические исследования можно разделить на две категории: феноменологические и связанные с решением проблем. Ранее мы уже обсуждали некоторые параметры, присущие процессу решения проблем с психоделиками, а также отличия между психолитической терапией, связанной с приемом низких доз, и психоделической терапией, связанной с приемом высоких доз. В обстановке исследования цели могут быть теми же, что и при окружении другого типа, но структура требует неукоснительного соблюдения всех правил. Психологические исследования, основанные на феноменологии, фокусируются на психических, а не биологических эффектах воздействия психоделиков, то есть на восприятии времени, цвета, расстояния и глубины. Психоаналитические исследования изучают не процессы восприятия или психические функции обработки информации, а более сложные явления, такие как проекция, перенос, эмоциональная реактивность и свободные ассоциации. Кроме того, исследование может заключаться в сборе данных о влиянии психоделиков на мистические, предсмертные и сверхъестественные опыты. Такого рода данные сложно категоризировать в рамках обстановки исследования, потому что они находятся вне сферы компетенции традиционной науки. Тем не менее, они все же используются в общей модели исследований. ОСВОБОЖДЕНИЕ Как только мы завершили большую часть подготовительной работы перед началом сеанса и прояснили свое намерение — выбрав таким образом обстановку, стоит уделить внимание самому путешествию. В день сеанса следует быть отдохнувшими, трезво мыслящими и готовыми к тому, что может произойти. Полезно иметь под рукой во время сеанса воду или кубики льда на тот случай, если произойдет обезвоживание или вы будете испытывать жажду. Важно помнить, что в день сеанса нельзя принимать пищу и алкоголь. Основная задача, которую надо решить для оптимального психоделического опыта, довольно парадоксальна: она состоит в выборе того, от чего мы хотим освободиться. Мы сознательно выбираем скалу, с которой хотим прыгнуть, и то положение, из которого будем совершать прыжок. Это особенно важно на сеансах с высокими дозами, когда мы надеемся пережить наиболее радикальные и необычные опыты. Сопротивление высоким дозам и впечатляющим путешествиям может быть чрезвычайно болезненным и шокировать. Сознательный преднамеренный отказ от сопротивления является самым эффективным способом предотвратить попадание в этот водоворот и преодолеть его, если мы вдруг обнаружим, что оказались за бортом. Молитвы, мантры, мудры, визуализация, музыка, работа с телом и другие дополнительные средства могут помочь на различных стадиях путешествия, придав другое направление опыту. В самые глубокие моменты сеанса, сопровождающиеся наибольшими уязвимостью и беззащитностью, прогресса можно достичь только благодаря расслаблению и освобождению от всего отжившего и ненужного. Отказ от сопротивления является главным принципом успешного путешествия как в течение 5-минутного сеанса ДМТ, подобного вспышке, так и во время 12-часового испытания с ибогаином. В такие моменты особенно полезной оказывается способность концентрировать внимание, развитая благодаря проведенной ранее внутренней работе. Эти навыки помогают легче сфокусироваться, когда мы сталкиваемся с непредвиденным. К тому же эффективная психотерапия или духовная практика может показать нам скелет в шкафу (скрываемые даже от самих себя тайны). Таким образом, мы не только узнаем, что хранится в нашей памяти, но и получим возможность осознать наши проблемы и перестать сопротивляться их решению. В каждый из моментов психоделического путешествия мы ясно понимаем, сопротивляемся мы ему или движемся вперед. Не только негативные аспекты путешествия могут блокировать наши действия. Мы можем обнаружить, что не в состоянии избавиться от приятного или нейтрального состояния. Например, мы можем чувствовать себя совершенно счастливыми и одновременно ощущать, что способны продвинуться еще глубже, чтобы осознать, что поддерживает это блаженство. На первый взгляд безобидные образы или чувства, такие как завеса психоделических сияющих объектов, часто являются признаками такого рода опыта и препятствием на нашем пути. Мы хотим увидеть больше, но не в состоянии сделать следующий шаг. Всеми этими состояниями можно управлять, чтобы способствовать продвижению вперед. Мы можем притормозить, восстановить равновесие и продолжить путь. Баланс восстанавливается благодаря концентрации внимания и осознанности. А с помощью расслабленного, глубокого дыхания снижается темп путешествия и тело освобождается от любого напряжения. Если мы успокоились и достигли равновесия, нам будет легче сознательно преодолевать сопротивление или блок. Иногда мы можем почувствовать, что у нас нет тела, которое можно расслабить, или легких, благодаря которым можно дышать. В такие моменты полезно просто вспомнить то, что с нами произошло, и посмотреть на это как на позитивное и любопытное событие. Например, в моей работе с ДМТ я готовил добровольцев, предупреждая их, что во время опыта они могут столкнуться с собственной смертью. В таком случае они реагировали одним из двух способов: «О, боже! Я умираю! Заберите меня отсюда!» или «Похоже, что я умер. Очень интересно. Что дальше?» Этот подход создает небольшое пространство, лакуну между осознанием объекта (будь то эмоция, мысль или восприятие) и взаимодействием с ним — как раз перед тем, как установить какие-либо отношения с ним. Средство, подобное рычагу, появляется именно в этот микросекундный интервал — мы осознаем тупиковую или статическую природу этих отношений. А затем, сделав глубокий «душевный» вдох, мы можем достаточно легко отказаться от этих отношений, чтобы продолжить работу по преодолению блока. Например, если дело касается завесы психоделических сияющих объектов, можно поискать щель или промежуток между ними и пройти. ОБНАРУЖЕНИЕ СУЩЕСТВ Одним из самых сильных по воздействию аспектов психоделического сеанса является контакт с инопланетными, бестелесными, духовными или невидимыми существами. При установлении такого контакта первой задачей должно быть восстановление равновесия после шока, вызванного встречей с разумными созданиями в недавно открытых мирах. Кстати, во многих случаях кажется, будто создания ожидают нас. Следующее, что предстоит сделать, — понять, как относиться к ним. Некоторые существа доброжелательны, обходительны и озабочены нашим самочувствием. Другие кажутся агрессивными, злыми и стремящимися причинить ущерб. Вид некоторых озорных существ не интерпретируется однозначно. Существа могут нас полностью игнорировать или общаться с нами с разной степенью успешности. Несмотря на то что абсолютная неожиданность их появления вызывают чувство благоговейного страха, самое лучшее, что мы можем сделать в данном случае, — это оценить их с той же объективностью, с которой мы оцениваем любую встречу с незнакомцами. Вступая в контакт с существами, мы не знаем их языка, культурных традиций, а также намерений. В данном случае следует помнить правило, касающееся нашего отношения ко всем элементам психоделического опыта: важно не стать одержимым этими существами или реакцией на них. Если мы сможем установить относительно стабильные взаимоотношения с ними и поймем, что они безопасны, мы можем привлекать их к разного рода деятельности — попросить у них помощи, совета, любви или исцеления. Однако надо иметь в виду постоянную изменчивость психоделического опыта и не удивляться, если эти существа легко трансформируются в полную противоположность тому, чем мы считали их в предыдущий момент. Существа с клыками, ядовитыми на вид отростками и прочими явно опасными особенностями обычно не являются добрыми, и лучше всего обходиться с ними очень осторожно. Мы можем выслушать то, что они хотят сообщить нам, но не стоит торопиться следовать их совету. С другой стороны, странные и угрожающие существа, которые, по-видимому, понимают наши страхи, могут быть более полезными — в частности, если они изменяют свое поведение и внешность в ответ на наше беспокойство. Более доброжелательные существа, даже если их внешность и поведение пугают нас, обычно не принуждают нас делать что-либо, они не злятся на нас, если мы не соглашаемся с их требованиями. Помните: никогда не следует вступать в контакт с существами, чтобы причинить вред другому человеку или любому существу. НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ Несмотря на то что мы можем стремиться пережить спокойный сеанс, трудные и болезненные периоды являются нормой любого психоделического опыта. Они могут колебаться в пределах от кратковременного беспокойства до продолжительного психоза. У 99 процентов физически и психически здоровых людей, прошедших всестороннее медицинское обследование, подготовленных и участвующих в сеансах с контролируемой обстановкой, такие сложные моменты проходят быстро, вызывая незначительные последствия или не вызывая никаких. Тем не менее, подготовившись к непростым и напряженным событиям, мы сможем быстрее справиться с ними во время сеанса. Тревога и страх появляются довольно часто на первоначальной стадии психоделического опыта — когда мы погружаемся в состояние, вызванное препаратом. Простого физического и психического расслабления — например, с помощью замедленного и спокойного дыхания — бывает достаточно, чтобы рассеять эти страхи. Если есть наблюдатель или группа поддержки, участник может попросить кого-нибудь взять его за руку. Иногда можно укрыться еще одним одеялом или снять неудобную одежду, что также помогает восстановить связь с телом. В середине опыта не исключены разнообразные неприятные периоды. Следование предложенным здесь простым советам, касающимся дыхательных техник и физического контакта, может помочь снова сфокусироваться на текучей, динамической природе опыта и преодолеть неприятный период. Более интенсивное и продолжительное замешательство, тревога, страх, гнев или печаль обычно требуют более активного вмешательства, в том числе со стороны тех, кто находится рядом, — наблюдателя или членов группы. В таких случаях можно создать более спокойную атмосферу, выключить музыку, приглушить свет и лечь. Эти маневры позволяют обратить внимание на самое важное — внутреннее состояние. Достаточно эффективными иногда оказываются и дополнительные успокаивающие действия: теплый или холодный компресс на лоб, нежный несексуальный массаж, тихое мелодичное пение помогут заполнить возбужденный мозг более спокойными мыслями и видениями. При более серьезных расстройствах есть и другие варианты. Кто-то может обнять человека или лечь сверху, чтобы помочь ему заземлиться. Холодный душ или кубики льда, которые можно положить под рубашку, а также другие жесткие или мягкие стратегии помогут разрушить порочный круг, в котором он оказался. Контролируемая гипервентиляция тоже способствует преодолению особенно тревожных состояний. В конце концов, для прерывания ситуаций, полностью вышедших из-под контроля, допустимо использовать медикаменты (впрочем, такая необходимость возникает крайне редко). Многих из нас, однако, обнадеживает то, что под рукой есть лекарственное средство, которое поможет выйти из любого негативного состояния, если мы будем не в силах сделать это самостоятельно. Обычно бензодиазепина, алпразолама и лоразепама бывает достаточно, нужно только принимать во внимание вызываемые данными медикаментами седативные эффекты, которые могут длиться несколько часов. ВОЗВРАЩЕНИЕ И РЕИНТЕГРАЦИЯ После путешествия мы должны быть добры и заботливы к себе. Лучше позволить себе отдохнуть один-два дня между сеансом и возвращением к повседневной деятельности. Также важно расслабиться, есть здоровую пищу, пить больше жидкости, хорошо высыпаться в течение нескольких ночей. Отдохните. В первую очередь надо обдумать пережитое. После сеанса следует записывать, зарисовывать или фиксировать любым другим способом образы, чувства, идеи, телесные и другие ощущения, с которыми мы соприкоснулись. Нужно проанализировать опыт и поделиться им с теми, кому мы доверяем: с теми, кто участвовал или не участвовал в нашем сеансе, с наблюдателем, шаманом, священником или терапевтом. Мы должны рассмотреть все те аспекты нашего путешествия, которые продолжают притягивать наше внимание. ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ Несмотря на то что большинство людей способны относительно успешно интегрировать все психоделические опыты, даже те, которые были вызваны сильными психоделическими препаратами, некоторые сеансы — особенно первые — могут быть травматическими. Обычно ко времени окончания сеанса интегрированный опыт превращается в чувство счастливого удовлетворения от сеанса. Интенсивные, непреодолимые, сильные эмоции, такие как печаль, тревога, страх или гнев, предшествуют последующим неприятным чувствам и переживаниям. После сеанса могут проявиться интенсивные и продолжительные негативные последействия, в диапазоне от тревоги и депрессии до психоза. Эти потенциально болезненные результаты опытов в сочетании с нелегальностью самих препаратов дополняют негативную репутацию, которой пользуются психоделики. Все эти факторы делают проблематичным получение помощи. Тем не менее, если мы чувствуем, что нам нужна помощь, надо искать ее. Если мы участвовали в групповом сеансе или у нас был наблюдатель, лучше всего обратиться в первую очередь к этим людям, чтобы получить направление для врачебной консультации. Помощь после сеанса может варьироваться в диапазоне от полуторачасовой беседы с хорошо осведомленным другом до психиатрической госпитализации. Впрочем, существует общераспространенное мнение, что негативные переживания — признак нашего столкновения с вопросами, для интеграции которых мы еще не обладаем достаточной психологической и духовной зрелостью. Мы можем осознать, что внутренняя работа должна проходить планомерно, и оптимально использовать результаты сеанса в сочетании со здоровым образом жизни. ИНТЕГРАЦИЯ Даже после вполне успешных сеансов возникает обескураживающий вопрос: что делать со всей этой информацией? В ответ можно сказать: «А теперь самое трудное…». Давайте спросим себя, хочется ли нам совершить еще одно путешествие. И мы можем удивиться, если решим участвовать в следующем сеансе. Вероятно, важнее задать себе вопрос: планируем ли мы внести изменения в какие-то сферы жизни — карьеру, отношения, диету, использование препаратов, религиозные взгляды или практику. Итоговым может быть вопрос: удалось ли нам начать новую фазу внутренней или внешней работы? Полная проработка всех последствий путешествия может занять довольно много времени и потребовать дополнительных усилий. Понадобится пространство и время, чтобы волны достигли берега. Может пройти много лет, пока мы выявим и обдумаем все результаты большого путешествия. Важно набраться терпения и не расстраиваться, что не многое изменилось, хотя вначале казалось, что этот опыт должен изменить всю нашу жизнь. Участие в большем количестве сеансов не будет правильным решением. Вероятно, необходимо рассудительное, сосредоточенное применение в повседневной жизни тех указаний, которые мы получили в результате опыта. * * * Хотя нам не следует заставлять себя интегрировать пережитый опыт, мы также окажем себе плохую услугу, если забудем о путешествии, оставив его пылиться в тайниках нашего разума как еще один интересный опыт. Мы должны помнить, что во время психоделического путешествия мы получили драгоценный дар, какой редко кто имеет возможность получить. Изменено 14 июля 2018 пользователем Golden Pupil 1 1 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.